Первые порнофильмы были уникальны, хотя бы по той причине, что их создатели оказались своего рода братьями Райт порочного ремесла. К тому же, это было чертовски опасно — на рубеже XIX-XX веков можно было получить тюремный срок даже за поцелуй в общественном месте. Тогда такие фильмы назывались stag films и показывали их в борделях, нелегальных кинотеатрах и курительных клубах, в которых джентльмены изучали таинство порнографии, покуривая табак и выпивая скотч. Поразительные времена!
Первые порнофильмы — виртуальная реальность викторианской эпохи
Человечество не просто сексуально озабочено, оно озабочено страстно, креативно и творчески. Как только появляется какой-то вид искусства, тут же возникает его порноверсия, и кино не стало исключением. В 1895 году вышла первая кинокартина — «Прибытие поезда» братьев Люмьер, а уже в 1896 году мир увидел первое произведение, которое сейчас назвали бы «софтпорно».
Сексуальное кинцо с непристойностями моментально приобрело множество сленговых названий, понятных для всех, кто его любит. Например, такие ленты называли «Синие фильмы», поскольку некоторые первые образцы действительно были сняты на синюю пленку. Бытовало название «курительные фильмы», прилипшее к ним из-за того, что их крутили в мужских курительных клубах, где господа попыхивали трубками и обсуждали насущные проблемы (а уж совместный просмотр порно точно давал множество тем для бесед). Но чаще всего первые порнофильмы называли «холостяцким кино» (stag films), хотя именно женатому такие фильмы, очевидно, были гораздо нужнее.
Синематограф на границе XIX и XX веков стал технологической вершиной. Однако хоть он и был на слуху, оставался относительно редкой новинкой. Что уж говорить про порно, попасть на сеанс которого поначалу было архисложно. Важно понимать, что за один лишь факт просмотра джентльмена могли привлечь к суду — ужасающая аморальщина, как-никак. Плюс порно тогда было гораздо более замешано на шоу, чем сейчас. Его смотрели не только для того, чтобы возбудиться, но и (что может быть даже важнее), чтобы испытать некий совершенно новый интимный опыт, а потом рассказать о нем тем провинциальным неудачникам, которые по старинке пользуются услугами проституток.
Так что просмотр порно был уделом пресыщенных господ, которые обладали связями и деньгами, чтобы попасть на подпольный показ в курительном клубе или борделе. Грубо говоря, первые порнофильмы были чем-то сродни современному VR — заинтересованные нувориши и просто любители технологий их уже оценили, а простые народные массы еще не поняли, зачем это вообще нужно, и как вообще достать такое за пределами мегаполисов.
За всю эпоху черно-белых и немых «холостяцких фильмов», которая длилась с 1896 года по 1950-е, было снято около двух тысяч порнолент. Говоря по справедливости, индустрия довольно быстро превратилась в конвейер, так что картины эти были довольно однообразны, они просто копировали произведения пионеров жанра. В этом смысле все первые порнофильмы были лишь вариациями на тему пяти, максимум десяти, самых ранних работ.
Фильмы сильно отличались по своей «хардкорности»: от невинной обнаженки и сцен поцелуев, до отвязных групповух, сцен анального секса и прообразов ныне популярного жанра fake taxi. Поэтому стоит разделить их на две группы: назовем их «софткор» и «хардкор».
Софткор
К чести кинематографа, стоит сказать, что первые кинопроизведения, приравненные к порнографии, были достаточно невинны и одновременно полны жеманного кокетства. Все это было снято не столько ради того, чтобы зритель испытывал жар эрекции, но, скорее, чтобы он любовался красотой обнаженного тела и чувственной любви.
Le Coucher de la Mariée
Эротический фильм Le Coucher de la Mariée, он же «Невеста отходит ко сну», он же «Дилемма жениха», снят пионерами кинематографа Эженом Пиро и Альберто Кирхнером в 1896 году.
Это простенькое произведение показывает нам комичную эротическую зарисовку. Жених и невеста отправляются в спальню, чтобы встретить там свою первую брачную ночь. Стеснительная невеста просит жениха отвернуться, пока она раздевается, и ставит между ними ширму. Но зрителю при этом видно все: и метания возбужденного мужчины, и стриптиз его пассии.
Любопытно, что Le Coucher de la Mariée был снят по рискованной эротической пьеске с аналогичным содержанием. Так что можно смело сказать, что это не кино пришло и тут же испохабило искусство, а искусство изначально испохабило кино. И пьеса, и ее экранизация имели оглушительный успех. К сожалению, от первого эротического кино осталось всего 2 минуты из 7. На них как раз запечатлена сцена раздевания. Было ли там что-то еще и погорячее (очень вероятно, что да) мы уже не узнаем.
The May Irwin Kiss
Американский фильм The May Irwin Kiss, также снятый в 1896 году, — поразительный пример «порнографии», который будоражил сердца и разжигал страсть в чреслах простого люда Викторианской эпохи. Также он показывает, что бывает, если показать что-то совершенно непривычное толпам праздных обывателей.
Единственное, что есть в этом фильме — 18 секунд страстного поцелуя актрисы Мэй Ирвин и актера Джона Райса, взятого из более крупной картины «Вдова Джонс». Удивительно, но тогда эти 18 секунд вызвали фурор: авторов обвинили в порнографии, критики назвали его «омерзительным», гротескным и растлевающим. То, что Томас Эдисон опосредовано имел отношение к этой «грязной порнушке» бросило тень на его репутацию.
The May Irwin Kiss породил несколько последователей, вроде британского The Kiss in the Tunnel 1899 года, в котором тоже, в общем-то не происходит ничего особенного. Поезд заезжает в тоннель (что довольно фрейдично) и, пока он едет в темноте, герой мило целует героиню в щечку и губки. Надо сказать, что мы, зрители, видим это без всякого затемнения — такая, вот, странная фантазия о подглядывании.
Хардкор
Как мы видим, представления о порнографии тогда были своеобразные. За поцелуй на публике можно было угодить за решетку, а милое (и даже не полное) раздевание расценивалось как разнузданное порно.
К каким выводам вскоре пришли авторы «холостяцких фильмов»? Правильно, если вас могут упечь за решетку даже за сцену с поцелуйчиком, то какой смысл иметь хоть какую-то скромность? Так на самой заре кинематографа появилось действительно жесткое порно со всеми его привычными атрибутами, вроде анального секса, фелляции и даже дизельно-тарахтящего fake taxi.
Удивительно, насколько порно оказалось консервативным жанром: пока в обычном кино совершались революции за революциями, оно не особо изменилось даже спустя 110 лет после первых сексуальных экспериментов.
El Satario
По всей вероятности, история «настоящих» порнофильмов начинается в 1907 году в Аргентине. El Satario — это порнофильм, в котором присутствует и фелляция, и лесбийская оргия, и крупный план гениталий и, собственно говоря, очевидный и явный секс, причем довольно много секса.