Свой вклад в неблагодарный жанр nazisploitation Иван Катанский (в миру Луиджи Батцелла) внес картиной «La bestia in calore», в которой удачно соединил его с военными приключениями, получив результат, который одним из первых вспоминают при разговоре об этих специфических лентах.
Но в том же 1977-м году на экраны вышел еще один фильм Катанского, в котором он попытался повторить прием, так удачно сработавший в «Бестии», только с гораздо меньшим успехом. Впрочем, если предположить, что русская поговорка про «первый блин» верна и для Италии, вполне вероятно, что «Gli ultimi giorni delle SS» стал для режиссера, сценариста, монтажера и прочая Батцеллы не самой удачной пробой пера. Вот только на удивление приличный для откровенного трэша бюджет несколько смущает.
Похоже, что на самом деле Батцелла хотел просто снять кино про войну: с развернутыми батальными сценами, атаками «тигров», штурмами укреплений, взрывами, стрельбой и так далее и тому подобным.
Но продюсеры требовали вошедшего в моду nazisploitation с многочисленными садоэротическими сценами и фетишем эсэсовской формы. Вот товарищ Катанский, ничтоже сумняшеся, взял да и приклеил одно к другому, нисколько не озаботясь тем, чтобы один слой его фильма хоть как-то соответствовал другому. То есть попросту даже не обрезал мешавшие сюжетные линии, а вовсе забыл о них. Увлекшись игрой «в войнушку», бросил «Kaput Lager» на произвол судьбы.
Фактически «Gli ultimi giorni delle SS» представляет из себя два малосвязанных друг с другом фильма. Один — это приключения группы американских диверсантов в североафриканской пустыне, другой — история затерянного в песках Сахары секретного лагеря СС для военнопленных.
Двадцать минут экранного времени попавшие в плен бравые вояки находятся за колючей проволокой, что дает возможность Катанскому галопом по Европам пробежаться по всем имеющимся nazisploitation-штампам. Его эсэсовцы шастают по окрестным оазисам, хватая первых попавшихся «арабок», после чего устраивают в лагере бордель.
Само собой, без этого атрибута жанра не могло обойтись даже в пустыне. Сопротивлявшихся лиц мужского пола тоже забирают с собой — для «опытов». Попавших в плен отважных диверсантов жестоко пытают и всячески над ними измываются, в чем особенно усердствует страдающая от мазохистских комплексов доктор Лессинг в исполнении Леа Ландер.
То, что это мало соответствует исторической истине Батцеллу не волновало в принципе — он просто и без особой выдумки наклеивал на свой приключенческий фильм ярлык «nazisploitation». После чего устроил своим героям побег и вздохнул с облегчением. В конце фильма комендант лагеря получит приказ о его уничтожении, и это все, что товарищ Катанский удосужится сообщить о нем слишком любопытному зрителю.
Все остальное время бравые англосаксонские вояки будут увлеченно сражаться с вояками немецкими, уничтожая их пачками, невзирая на встречающуюся по дороге военную технику и численное превосходство последних. При этом с собой они зачем-то тащат похищенную из лагеря докторессу, не иначе как удовлетворяя ее мазохистские потребности. Впрочем, почему и зачем — синьора Батцеллу занимает мало… Видимо, чтобы совсем уж не закрывать nazisploitation-тему для продюсеров.
И все было бы прекрасно, тем более, что декорации и военный антураж в картине находятся на весьма приличном уровне, если бы Иван Катанский хоть как-то умел ставить боевые сцены. А они, между прочим, в «Gli ultimi giorni delle SS» занимают добрую половину экранного времени.
Вот только их постановка находится приблизительно на уровне детской игры в «зарницу». Для иллюстрации: едут по пустыне четыре немецких танка, останавливаются аккурат перед барханом, за которым лежат отважные диверсанты, из каждой (!) башенки высовывается командир, орлиным взором оглядывая окрестности, после чего падает, сраженный метким выстрелом.
Радостные англосаксы не спеша направляются к терпеливо ждущим их с открытыми люками танкам, забрасывают внутрь по гранате и начинают поздравлять друг друга словно футболисты, забившие гол в ворота соперника. Смешно? Если бы это была пародия — то несомненно. К сожалению, Батцелла убийственно серьезен, и увлеченно пичкает зрителя своими трэш-«баталиями» на протяжении полутора часов за вычетом двадцати минут nazisploitation. Зачем? Наверное, перед «La Bestia in Calore» тренировался — там-то с пропорциями у него все нормально выходит, да и батальных эпиков куда как меньше.
В общем, смотреть «Gli ultimi giorni delle SS» можно только с сугубо познавательной целью, детально вдаваясь в историю итальянского exploitation-movie. Тем же, кто хочет просто познакомится с жанром, лучше остановиться на куда более удачном фильме Батцеллы-Катанского «La Bestia in Calore», оставив «Kaput Lager» покрываться пылью на полках киноархива.